С 23 ноября в кинотеатрах Украины − польско-британский анимационный биографический фильм «С любовью, Винсент», который называют первой в мире полнометражной кинокартиной, созданной масляными красками.
Над созданием фильма работала команда из более 125 художников, аниматоров и фотографов со всего мира, которые приезжали в студию в Польше и Греции для написания 65 000 кадров маслом. В фильме оживают герои 120 картин художника, которых сыграли британские актеры Сирша Ронан, Эйдан Тернер, Дуглас Бут, Хелен МакКрори, Элинор Томлинсон и Крис О'Дауд. Фильм обошелся создателям в 5 000 000 евро, часть средств была собрана с помощью краудфандинга на Kickstarter.
За слоган взяты слова голландца Винсента Ван Гога из письма брату Тео: «Мы не можем говорить иначе, как нашими картинами».
Франция. Лето 1891 года. Годом ранее умер Винсент Ван Гог. А его последнее письмо к брату Тео так и не было доставлено… Так как неизвестно, где сейчас находится адресат. Поэтому обеспокоенный почтальон Жозеф Рулен, − близкий друг покойного Ван Гога, поручает сыну Арману разыскать Тео и отдать ему письмо лично.
Младший Рулен отправляется в поездку, но в Париже узнает, что брат художника, опустошенный смертью Винсента, также скончался. Арман решает провести своего рода расследование, чтобы узнать, при каких обстоятельствах умер художник. Для этого он едет в провинцию Овер-сюр-Уаз, где узнает у местных, как проходили последние дни Ван Гога. Именно эти разговоры и заставляют Рулена изменить свое отношение к Винсенту, которого он, как и окружающие, считал сумасшедшим.
Среди художников, причастных к созданию фильма, есть и украинцы: Екатерина и Татьяна Очередько, Марина Савченко, Мария Шепеленко, Александр Башинский из Киева, Виталий Мурин, Ярослав Свирняк, Анастасия Бонишко, Елена Горголь из Львова, Светлана Гаврищук из Одессы, Юлия Решетник из Запорожья, Андрей Ковтунович и Андрей Македон из Чернигова. Украинская группа нарисовала 15 минут фильма − это около 10 000 картин.
Художница Екатерина Очередько рассказала в интервью artchive.ru о том, как получила работу в проекте и как проходила работа над фильмом:
— Моя сестра увидела в Facebook видео-приглашение для украинских художников принять участие в проекте. Мы подали свое портфолио и выполнили специальное задание: написали портреты в стиле Ван Гога. После шести месяцев ожидания нас пригласили на трехдневный тест во Вроцлав, и по результатам тестирования мы получили приглашение на стажировку в Гданьск. Позже мы узнали, что на проект подали заявки 5 000 человек, и конкурс составил 45 художников на одно место.
— Украинские художники проходили стажировку три недели, а до этого ребята учились 4−5 недель. Нас обучали нюансам анимации, знакомили с программами и требованиями. Первым заданием было сделать две максимально точные копии работ Ван Гога, дальше нам давали анимацию и ставили сроки: за день нужно было успевать писать по две картины. Мы с Таней прошли обучение за полторы недели и приступили к работе.
— Анимационный фильм рисовался в двух стилях: сюжетные линии − в цвете в стилистике работ Ван Гога, и биографические кадры − в черно-белой анимации. Картины Ван Гога использовались как основа визуального материала при разработке сцен, пейзажей и образов героев.
— Было установлено 13 уровней сложности работ. Чем выше уровень — тем меньшее количество кадров нужно делать в день. Мы выполняли требования 9−10 уровня — нужно было создавать четыре-пять портретов в движении. Два часа на портрет — это мало, и без хорошей подготовки написать такое количество очень сложно. Благодаря тому, что у наших художников прекрасная академическая база, мы делали 200%, наш рекорд — 265% нормы за день. Все работали на максимуме своих возможностей! Это был плюс для фильма и для нас.
— Во время работы мы читали письма Ван Гога, роман Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», слушали аудиокниги о художнике, смотрели на работы Ван Гога в Музее Амстердама, знакомились с его стилем наложения красок, его работой с цветом, постоянно советовались с нашими консультантами о нюансах техники, и о том, как лучше ее адаптировать к анимации.
— Каждый нарисованный кадр фотографировался на камеру. В одной секунде фильма находятся 12 кадров, в минуте − 720 кадров.
— Украинцы разрабатывали образы Маргарет Гаше, Аделин Раву, Доктора Гаше, Армана Рулена и Лодочника. Это грамотный подход: художник не распылялся и мог «войти в роль», чтобы прочувствовать образ и развивать его. В нашей работе была важна не только техническое мастерство художника, но и раскрытие эмоционального состояние своего героя.
Ольга Усачева специально для OREST.