Уже больше недели в украинском прокате - комедия абсурда Юлиана Радльмайера «Самокритика буржуазного пса», рассказ в котором ведется от лица грациозного грейхаунда, в которого превратился главный герой ленты, молодой немецкий режиссер.
Фильм в прокате до 28 февраля, поэтому вы успеваете взвесить все «за» и «против», спланировав свой поход в кино.
Сюжет. Студент Юлиан, которого сыграл режиссер картины, любит наблюдать за девушками у городской библиотеки. Еще он планирует снять фильм, выиграв грант на написание сценария. Впрочем, пока это только мечта, но чтобы стать ближе к ее осуществлению, надо существовать на какие-то средства, - Юлиану подворачивается возможность заработать на яблоневой плантации под Берлином. Туда он отправляется с Камиль, девушкой, с которой знаком не так давно, впрочем испытывает к ней симпатию.
Более того, Юлиан уверяет Камиль, что едет на плантацию не для зарабатывания, а чтобы сделать исследование для своего нового фильма, в котором она будет выполнять главную роль. Лента будет о «коммунистическом рае», а «публика», с которой им там придется встретиться, даст богатый материал для сценария.
В коммуне главные герои встречают разных людей - от искателей приключений и путешественников, которые грезят о коммунизме, до обычных грубых работников и даже святого, который и внесет фантастический элемент в развитие сюжета, «материализовав» мысли.
Плюс-минус. В одном из интервью режиссер фильма Юлиан Радльмайер утверждает, что «идея ленты заключается в поиске «коммунизма без коммунистов», - без авторитарной структуры и партийного руководства, фильм дает надежду, что утопия возможна, но в то же время пример СССР или ГДР доказывает, что утопия не работает».
Один из персонажей говорит, что при коммунизме было бы честное распределение обязанностей. Например, всем без исключения, даже партийному руководству, хотя бы раз в жизни пришлось взять в руки щетку и убрать общественный туалет.
Каждая минута фильма пронизана гротеском и сарказмом, особенно высмеивается то, как быстро люди подстраиваются под ситуацию и стремятся к равноправию, то, за неимением собственных идей, требуют лидера, который бы направил их, и то, как иногда берет верх четкий расчет и выгода, потому что так или иначе люди существуют в материальном мире.
Лента о коллективе и личности в нем, о лозунгах и понятиях, и что на самом деле за ними стоит на практике. Остросоциальные темы, которые беспокоили как классиков мирового кино, так и современников.
Кстати. Перед просмотром «Самокритика буржуазного пса» стоит увидеть «Призрак свободы» (1974) и «Скромное обаяние буржуазии» (1972) Луиса Бунюэля, «И корабль плывет ...» (1983) Федерико Феллини, посвященные темам социального неравенства, столкновение политических взглядов и конфликта интересов.
По темпу и гротескности «Самокритика буржуазного пса» вызывает ассоциации с фильмами шведа Роя Андерссона, финна Аки Каурисмяки (особенно последняя кинокартина «По ту сторону надежды», а также его «Человек без прошлого»), Кустурицы - «Время цыган», «Андеграунд» и Отара Иоселиани — «Истина в вине».
Кроме этого, приходят в голову свежая сатира «Смерть Сталина» Армандо Иануччи, которая, в частности, вызвала живой интерес из-за запрета к показу в России Минкультом РФ, и ироническая драма от живого классика Михаэля Ханеке о кризисе буржуазной семьи - «Хэппи-энд», которая недавно вышла в отечественный прокат.
Автор: Ольга Усачева