С 16 ноября в украинский прокат выходит черная комедия о провинциальном американском городке Субурбикон в конце 1950-х, в тихую жизнь которого врывается череда неприятностей и жестокие преступления.
Зрителя ждут идеально подстриженные газоны и приветливые жители, а еще предательство, море крови и расовая дискриминация. В общем-то, слоган «Райский уголок ада» говорит сам за себя.
Итак. Все начинается довольно славно: традиционные американские «игрушечные» коттеджи, милые платья пастельных тонов у женщин и клуб «высокой талии» у мужчин, молоко и тосты с джемом на завтрак.
В Субурбиконе доступное и комфортное жилье, есть свой хор и церковь, школа, супермаркет, салон красоты. Все блага цивилизации, которые, однако, не идут на благо его жителям. С появлением темнокожей пары такая «идиллия» будто растворяется в воздухе – жители проявляют все свое «гостеприимство» в виде митингов под домом новоселов, так как не желают соседствовать с темнокожими.
С их сыном успевает подружиться только сын Гарднеров Никки. Их дружбу укрепит еще и печальное обстоятельство того, что оба становятся изгоями не по своей вине: один из-за цвета кожи, другой мешает осуществлению планов расчетливых родственников.
А теперь знакомьтесь:
Лодж Гарднер (Мэтт Деймон). Работает, кормит семью.
Джулианна Мур одновременно играет Роуз, супругу Гарднера, которая передвигается в инвалидной коляске после автоаварии, и ее сестру-близнец Маргарет.
Однажды вечером в их дом врываются грабители, которые усыпляют хлороформом всех членов семьи. Следующая сцена сообщает о том, что проснулись после ужасного происшествия все, кроме Роуз. Но на этом неприятности не заканчиваются.
Бэкграунд. Изначально Итан и Джоэл Коэны написали сценарий «Субурбикона», и в будущей ленте Джордж Клуни должен был выступить в качестве актера. Но спустя несколько лет последний убедил Коэнов, что должен стать режиссером фильма. Также Коэны планировали фильм в духе «Фарго» − в большей степени комедийный триллер. Однако Клуни с Грантом Хесловым захотели сделать картину более жестокой.
Кстати. «Субурбикон» стал для Клуни-режиссера первым фильмом, где он сам не сыграл. Вот как он сам это комментирует: «К счастью, мне не пришлось здесь играть. Я не снимался пару лет. Все это время был сосредоточен на сценарии «Субурбикона» и режиссуре. Как же я был счастлив на съемках сидеть в сторонке и наблюдать, как играют другие!»
Музыку к фильму написал Александр Деспла, который до этого работал над саундтреками к таким фильмам, как «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Король говорит!», «Операция „Арго“», за что был номинирован на «Оскар», а лауреатом этой премии стал за музыку к фильму Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“».
Нагнетание страха или намеренно подчеркнутая абсурдность ситуаций в «Субурбиконе» так убедительны во многом благодаря удачно и профессионально подобранной музыке.
Субъективно. «Субурбикон» − это фильм о человеческой жестокости, в определенных случаях мнимой американской мечте, фальшивой улыбке, показной учтивости и неправильном моральном выборе. В ленте легко считывается фирменный почерк братьев Коэнов, но смеяться вовсе не хочется – да, ситуации в фильме абсурдны, а герои жалеют о содеянных преступлениях, но продолжают и дальше грязнуть в болоте из лжи и фальши. О таком фильме пишешь неохотно от неприятного осадка после просмотра, потому что тебе лишний раз напомнили: зло всегда рядом – в соседнем доме или квартире. Но такое ощущение одновременно и признак того, что лента своей цели достигла – зло романтизировать не стоит, оно жестоко и бескомпромиссно.
Ольга Усачева специально для OREST.