7 ноября по григорианскому календарю — Годовщина Октябрьской социалистической революции. Можно много рассуждать о том, что она дала человечеству, а что отняла. Но факт остается неизменным — социально-политический переворот такого масштаба значительнейшим образом повлиял на формирование не только культуры в целом, но и моды в частности. Предлагаем узнать, как именно революция, свершившаяся 101 год назад, навсегда изменила образ и мироощущение человека.
Заблуждением будет утверждать, что внешний облик революционера сменился в тоже мгновение, когда произошел государственный переворот. Мужчины и женщины, стоявшие за этим историческим событием и жаждущие радикальных перемен, тем не менее, облачались еще в модные на те времена костюмы Эдвардианской эпохи. Да, идеи эмансипации во всю зрели в головах прогрессивных дам, но смелости облачаться в мужские костюмы еще не хватало.
Самые известные портнихи, такие как Надежда Ламанова, которые раньше обшивали светских дам, а иногда и королевскую знать, были либо уничтожены "за дворянское происхождение", либо одержимы новой идеей — созданием «Моды для народа". С одной стороны само понятие «мода» - буржуазное и воспринимается, как излишество, а с другой — необходима единая концепция внешнего вида для новой страны.
(на фото - Надежда Ламанова)
25 октября 1917 года. По революционной легенде, на палубу крейсера "Аврора" поднимается красивая женщина в черной кожаной куртке - Лариса Рейснер (жена Ф. Раскольникова), первая законодательница новорожденной революционной моды. По всей стране, тысячи молодых девушек воспринимают образ Ларисы — как эталон и новый идеал, стараясь подражать.
С первых дней революции ярко проявилась тенденция противопоставить костюм советских людей костюму буржуазного Запада. Также, в моду городского населения под влиянием гражданской войны вошли полувоенные костюмы — брюки галифе, френч, гимнастерка, кожаная куртка.
В контексте идей равенства и нехватки реальных ресурсов, в моде главенствует минимализм, лаконичность и простота. Все украшения и излишества — пережитки буржуазного прошлого и могут нести реальную опасность своему владельцу. Костюм городских жителей все меньше отличается от одежды сельских.
Однако, известные и успешные дамы, которые были женами революционеров и "светские львицы", часто позволяли себе выглядеть «иначе», предпочитая дорогие ткани и меха вместо «идеологически правильных» костюмов.
(на фото - Лиля Брик, «муза русского авангарда», любимая женщина В. Маяковского)
Красное знамя объединило общественность не только, как символ революции, но и как символ моды. Так, кроваво-красный цвет олицетворял собой образ истинного революционера.
(Большевистский агитационный плакат, 1920 год)
В мужском костюме широкое распространение получила свободная блуза с поясом из той же материи (толстовка). Пиджачные «пары», «тройки» (с жилетом) носили реже. Наиболее распространенным головным убором стали «кепки». Женский образ в 20-х годах позаимствовал многие элементы, ранее считавшиеся мужскими: кожаная куртка, кепи, короткая стрижка волос. Иногда это платье или короткая юбка с блузой, позже носили жакет (английский костюм).
Из статьи наркома просвещения Луначарского в журнале "Искусство одеваться", 1928 год: "Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт".
От моды никуда не деться. Люди хотят носить красивую одежду, символизирующую их идеалы и цели. Рождается новый госзаказ. Революционной стране нужна своя мода и свои модельеры. В 1925 году молодая страна заявляет о себе на Всемирной выставке в Париже. Модели Надежды Ламановой и Веры Мухиной получают высшую награду «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».
Автор: Юлия Стомина