Парадокс: часто случается, что пережив яркий волнующий опыт, очень трудно затем его описать. Это как пытаться передать вкус чего-то или объяснять смысл шутки - слова всегда недостаточно точны, а оттого банальны.
Наверняка, с подобным чувством столкнулись многие из тех, кто в прошлую пятницу стал свидетелем выдающегося арт-события - концерта питерской экспериментальной группы Shortparis. Да, это те самые ребята, которые прошлой осенью выступили в Киеве на (!) Житнем Рынке, потому что предпочитают неожиданные для концертов площадки. Это их мы видели в одном из музыкальных эпизодов нашумевшего фильма Кирилла Серебренникова "Лето".
Это их называют иконами современного музыкального авангарда, а руководитель журнала The Quietus Джон Доран характеризует группу как «амбициозную, напыщенную, невероятно претенциозную, эротичную, волнующую, не поддающуюся классификации, смутно девиантную, приятную для танца и полную революционного потенциала». Их творчество находится где-то между музыкой и перформансом, а их стиль - между анархией и гламуром.
От Shortparis зрители ожидают всегда многого. И артисты оправдывают ожидания. В этот раз местом действа был выбран атмосферный киевский цирк. Тьма, красные прожектора и нагнетающая музыка еще до начала выступления не на шутку интриговали. Все места были заняты, но в середине первой же песни, зрители в едином порыве поднялись и начали танцевать.
Дикая энергетика, животные ритмы, гиперболизированно-утонченные танцы, остро-социальные подтексты песен, местами почти оперный вокал, умноженное на колорит самой площадки, все это впечатляло и будоражило. Посреди выступления солист внезапно исчез, но уже через минуту оказался практически под куполом цирка, на специальном плацу. Он пел величественно и жутко, над лихо танцующей толпой. И все это напоминало булгаковский Бал Воланда, музыкальное Чистилище или одну из картин Иеронима Босха. Это было пугающе-красиво.
Shortparis не общаются со слушателями в микрофон, не подбадривают, не говорят "Привет, Киев!". Они никогда не выходят на бис, как бы того не требовала толпа. Они точно знают, что искусство не требует дополнительных стимуляций. Как и лишних слов.
Автор: Юлия Стомина
Фото: Роман Горбун