Молодой клипмейкер Настасья Милевская о работе с украинскими музыкантами, режиссуре, поэзии и папе-летчике.
Мы привыкли к тому, что на музыкальной сцене почти каждый год происходит прилив свежей крови и музыки - это мы называем открытием года, прорывом или свежим дыханием. Но очень редко всем удается следить за “новыми” кадрами, которые помогают музыканту правильно раскрыться - за счет видео или стиля, запоминающейся постановки или громкой пиар-кампании. Среди “на новеньких” в видео - режиссер Настасья Милевская. Именно с этим новым именем в украинском клипмейкерстве - знакомим сегодня в небольшом интервью OREST.
– Настя, скажи на сегодня ты больше сценарист, поэт или режиссер?
– Я придумщик в первую очередь. И режиссер. Поэзия в широком понимании слова всегда тянется тонкой красной ниткой в моей жизни. Она основа всех моих дел. Но я не сценарист, нет. Сценаристы – они как архитекторы. В архитектуре, кроме поэзии, нужна математика. Математику я пока в себе подтягиваю. Но в профайле Инстаграма у меня написано, что я и сценарист, но это я из наглости вписала.
– Твоя первая книга стихов PSI* вышла в 2014 году. У тебя был большой «поэтический» опыт с гастролями, выступлениями. В последние время ты ограничилась лишь стихами в Сети. Почему так?
– Да, я неплохо погастролировала. Я выходила на сцену к людям со стихотворениями пока чувствовала, что именно такой канал трансляции идей мне нравится. Я поколесила по многим городам Украины, выступала еще в Питере, Белгороде, Тбилиси. Это была ещё та романтика!
В прошлом году было большое выступление в Малой Опере в Киеве. Полный зал и нереальный кайф! Мы выступали вместе с проектом Idealism Addict при поддержке Дикого Театра. Такой себе замес современного искусства.
Сейчас я то же самое делаю, только каналом трансляции всего является видео. А смысл один и тот же практически.
– Свой путь в режиссуре ты начала с работы для различных брендов, среди которых L’Oreal, Maybelline, Garnier. Как ты пришла к тому, что хочешь снимать?
– Когда мне было лет 17, мы с подружкой снимали кино на мыльницу. Я придумала историю, а подружка снимала так, что в кадре было видно её розовые резиновые шлепки. Кстати, я играла в этой истории главную роль, так как никто не согласился. По задумке, героиня фильма должна была идти босиком по первому снегу в ночной рубахе, только что выбравшись из ванны, в которой хотела утопиться. Если честно, мне не страшно было в конце ноября, под первый снег, шуровать босиком по асфальту в мокрой рубашке. Тогда я поняла, что способна ради кадра пойти на идиотизм. Мы все сняли, но не смогли смонтировать и на этом всё кончилось.
А спустя годы, в Харькове, я попала в студию к пацанам, которые занимались съемками. Пользуюсь случаем, и передаю привет Косте Кунченко. Это он собрал эту студию, а сейчас он причастен к деятельности группы The Erised и рэпера Babadook.
В то время мне подвернулся запрос на fashion-ролик для бренда одежды. Пацанам было не в кайф такое разрабатывать и мы с моим другом сняли работу, а потом еще парочку и еще. После этого продакшн TV Lab, которые работают с L’Oreal, Maybelline, Garnier, пригласили меня работать с ними в Киев. К слову, это они же помогли мне сделать первый клип для Cepasa. Когда я пришла к ним с идеей клипа, они не послали меня к чёрту, а помогли всем, чем смогли.
– Раз уж ты затронула сотрудничество с Cepasa, то давай поговорим о нем. Именно свой первый клип ты сняла на его песню «Always Beautiful». Расскажи, как вы познакомились с Пашей? Ты слушала его музыку в то время?
– Музыку Cepasa я не слушала тогда. Мои товарищи Нил Тарасов, который делает btw на радио Аристократы, и Костя Кунченко, благодаря которому я впервые увидела плюс-минус профессиональную камеру, вместе с Пашей играли в футбол. Он им сказал, что нужна идея для его клипа, и пацаны закинули мне эту инфу. Так всё началось у нас с Пашей. Я тогда не смогла снять ему клип, потому что идею какую-то слишком дорогую придумала и мы с моим напарником Костей Лещиной (который все мои клипы по сей день монтирует, красит и красит разное большое кино) сняли live-видео на трек More.
А уже через время клип «Always Beautiful».
– Расскажи о вашем последнем клипе «Waves». Знаю, там есть несколько интересных историй...
– Основной прикол в том, что за рулём в клипе у нас сидит, скажем так, не практикующий водитель. Но я настолько в этой истории хотела видеть модель и актрису Леру Караман, что мы все рискнули.
Плюс для атмосферности видео нам нужен был пасмурный день и, словно по заказу, именно в день съемок погода была пасмурной, а неделю до нее и неделю после светило солнце.
Из-за “лондонской” осенней погоды, световой день был коротким и чтобы все успеть, нам нужно было очень стараться и поторапливаться. У меня на площадке была отменная команда, прекрасный оператор Тарас Миськив, который своим мышлением сделал очень много для того, чтоб этот клип получился таким, как мы его видим в итоге. Он мою идею сделал своей, прожил с ней, придумал фишку с 360 градусами и ещё кучу всего. Всё, чтобы я о нем сейчас не сказала, не отобразит полностью масштаба его личности.
– Сотрудничество с Пашей как-то повлияло на твое творчество?
– Паша стал моим другом, он поверил в мои идеи. Не просто поверил, а искренне их поддержал: ну давай чудить вместе! Его открытость я очень ценб и она тоже даёт мне силы. После клипа на «Always Beautiful» ко мне приходили Океан Эльзы, Валера Харчишин и «Друга Рiка» и многие артисты и лейблы. Но мы с ними пока что ничего совместного не создали, потому что идеи казались им слишком радикальными или не совсем в привычном им духе. Хотя мне было бы интересно какие-то грани новые в них раскрыть. А Паша мне руки не связывает, и мы летим вместе и полет у нас нормальный.
– Есть ли еще артисты, с которыми ты хотела бы поработать?
– Мне нравится группа Tik Tu, еще я бы сделала что-то Кургану и Агрегату, но не трешовый стиль. Это то, что первое в голову взбрело. Никогда не думала об этом, если честно. С электронной музыкой мне очень нравится работать, это поток, тут сознание просто правит бал от частоты возникновения образов. А! Post Malone! Сделала бы ему клип.
– Кстати, у многих клипмейкеров есть правило: клип не должен быть круче трека или хуже. Иначе это станет провалом для клипмейкера. Есть ли у тебя какие-нибудь такие правила в создании клипов?
– Нет. Разве что, я всегда тщательно выбираю людей в кадр, никогда не пользуюсь услугами кастинг-менеджеров. Я выслеживаю своих персонажей. Так же тщательно я собираю команду, у меня на площадке нет людей, к которым я равнодушна. А так, нет никаких правил.
А вообще я для себя так разделила клипы по жанрам: постная фигня, фигня и офигенные клипы. Вот, например, если режиссер в студии поставил артиста у белой стенки, пустил, разноцветный свет, набрал массовку – оп и снял постную фигню. Большинство из наших клипмейкеров, в том числе и я, снимаем фигню. Потому что мы все работаем в ограничениях: у нас не хватает бюджета на время, тесты, полный состав команды. И я не знаю никого в нашей стране, кто бы снимал не фигню. Но в тоже время есть клипы Ромена Гавраса, Хир Мураи, Набиля Эльдеркина, Лиама Андервуда – это офигенные клипы. Меня эти работы вдохновляют, что можно снимать не фигню, а тем более не постную фигню. И я не в претензии к клипмейкерам, а ну сними клип уровня «Gosh» на пару-тройку тысяч долларов. Не снимешь, даже если из кожи вон вылезешь. Хотя всегда остается место чуду.
– Что самое тяжелое в создании клипов?
– Сложно, когда времени мало, нужно мгновенно принимать решения. Сложно работать без второго режиссера, тогда приходится разрываться. На съёмках Waves у нас не было второго режиссера и мы побегали, конечно. Раньше со мной работал на клипах Никита Булгаков. Он реально ангел-хранитель. В этот раз мне без него было сложно. А так, ничего крайне сложного нет. Это любимое дело, тут сложности совершенно в другом ключе воспринимаются и ты их совершенно не боишься. Я снимала и на действующих военных полигонах, где рвутся снаряды, без предупреждения администрации; снимала модель, у которой паническая фобия перед собаками, с самой большой породой собак в мире – с мастифом. И все со всеми сложностями справились. Преодолевать эти сложности - настоящий драйв!
– Ты из тех людей, которым важна идея, а не техническое воплощение? Насколько бюджетным ты можешь снять клип, но с идеей?
– Не знаю. Мне кажется, всегда можно что-то придумать, если подумать.
– Сейчас все клипы меряют просмотрами на YouTube. Тебе тоже важны лайки и просмотры?
– Мне, в любом случае, приятна обратная связь с публикой. Мне нравится, когда зритель реагирует на работу.
– Как ты видишь свое эволюцию режиссерства? Мечтаешь снять кино или целый снять сериал, раз сейчас такой бум на них?
– Да, как раз сегодня со звукорежиссером общалась. Буду снимать короткий метр. Пригласила в него артистов из Инародного театра абсурда «Воробушек». Там что ни лицо – то фактура. Они крутые до одурения! Сколько бы они не играли на канале 1+1 – этого канала для них мало. Они больше, чем телек. Этот короткий метр - моя новая авантюра под названием «авантюра за свой счёт». Как говорил Роман Балаян: «Каждый молодой режиссер имеет право на ошибку за государственный счёт», а я вот за свой.
– И давай о девичьем – ты рыжая. Как в детстве реагировали на тебя? У тебя как было с этим?
– Та кайфую я из-за своей рыжести… Никогда у меня не было с этим страшных проблем. У меня ещё и зубы смешные к тому же, веснушки и на руках и на ногах. Целый комплекс, короче!
– Есть же поговорка, что рыжим везет – ты чувствуешь это по отношению к себе?
– Ещё говорят, что у рыжих нет души. Как вам? Один грузин сказал мне: «Когда просыпаешься утром, говори себе: «Я - везунчик». Так я и делаю. Время от времени.
– Твой папа летчик. Как это быть дочкой летчика?
– Это круто! Я его сильно люблю и горжусь им. Он лётчик-истребитель, но для него самолеты – это способ познать, недосягаемую многим, красоту неба. Это его поэзия. Я выросла под звуки турбин самолётов, среди лётчиков, в военном городке, поэтому я относительно бесстрашная.
Если меряться размерами душ, то у лётчиков души невероятных объёмов. Сейчас историю вам расскажу про профессию моего папы, моего оператора Тараса Миськива и тесность мира. Когда во Львове случилась Скниловская трагдеия и Су-27 упал на людей, убив около 80 человек, моему оператору Тарасу было в районе 10 лет и он был там, он был в том месте, где самолет мог его убить, но Тараса пронесло. Тарик видел весь этот ужас, который там творился. А один из лётчиков, в этом упавшем самолёте, был товарищ моего папы, которого папа хорошо знает. Папа рассказывал мне про эту трагедию, объяснял детали и причины катастрофы, с точки зрения пилота. И когда мы с Тарасом выяснили это, меня аж пробрало: 16 лет назад товарищ моего папы, по ряду несчастных случайностей, мог убить моего будущего оператора-постановщика. На что Тарас вздохнул и сказал мне: «Снимала бы с кем-то другим сейчас и даже не думала бы о том, что я мог быть здесь». И у меня пошли мурашки по коже.
– Книга, фильм и песня (альбом), которые ты бы посоветовала прочитать/посмотреть/послушать.
– Рекомендую прочитать роман Джека Лондона “Мартин Иден”. Когда я читала эту книгу, то чувствовала даже запах помещений, о которых Лондон пишет.
Еще очень сильно люблю, особенно за финал, рроман Валентина Пикуля “Три возраста Окини Сан”. Это сильнейшая историческая вещь.
По фильмам… Люблю до ужаса фильмы “Отец солдата ” Резо Чхеидзе и “Табор уходит в небо” Эмиля Лотяну. Еще моя страсть - “Человек-гризли” Вернера Херцога. Также очень советую украинский фильм 90-х годов Сергея Маслобойщикова “Певица Жозефина и мышиный народ” по Кафке, который был снят в Киеве. Это первое продюсирование Роднянского. Я думала, что в 90е украинского кино не существовало, а не тут то было.
По альбомам.. Послушайте альбом Лил Пипа “Come over when you’re sober”, классный же малый был. Ну если вы слишком эстеты, то не слушайте. И альбом “Wish You Were Here” Pink Floyd – «Shine on you crazy diamond» - моя любимая композиция за всю мою жизнь на сегодняшний день. О! Еще послушайте mixtape “Психокалипсис” артиста Мак Сима Мгла, это глуховатый рэпер из российского маленького городка, крутой парень. Но это для ценителей новой волны, так уж случилось, что он меня цепанул, и уж не могу не сказать. Тут может кто-то носом крутить, что музыка, мол, некачественная, но самое прекрасное – это то, что сорвалось и это работает сегодня. Еще я очень люблю The Blaze – посмотрите их клипы, это интересно. И новый альбом от Cepasa, естественно, послушайте, там есть очень крутые композиции.
Автор: Карина Пилипенко