Юлия Иськова об авторском праве в сфере шоу-бизнеса

Сегодня, украинский шоу-бизнес только формируется как индустрия, поэтому коммерческий аппарат построен не до конца или же не имеет определенной структуры. На этой почве, все чаще, возникают проблемы юридического характера.

Как правильно вести коммерцию в сфере шоу-бизнеса? Как обезопасить свою интеллектуальную собственность? На какие пункты в контракте стоит обращать внимание начинающим артистам и о многом другом, мы решили расспросить юриста по авторскому праву, управляющего партнера Правового Дома «Копирайт» - Юлию Иськову.

Юля, расскажите о своем опыте за плечами? С какими трудностями к Вам обращаются представители сферы шоу-бизнеса чаще всего?

Спасибо за высокую оценку нашей 8-ми летней работы и за актуальный вопрос. Самым интересным в нашей работе и одновременно самым трудным является понимание проблемы клиента, её решение в правовом поле, но без ущерба для репутации, компромисс со СМИ и в тоже время отстаивание интересов клиента. Порой, ты уже не просто юрист, но и психолог, маркетолог и аналитик в одном лице. Мы сталкиваемся чаще с такими вопросами как: составление договора про партнёрство между артистом и продюсером; регистрации авторских прав и торговых марок; ведение фирм клиента и регистрация новых компаний; консультации, как начать свой бизнес и как учесть все тонкости авторского права при работе, как продюсерской центр; очистка прав на музыку для телепроектов и многие другие. Но это скорее не трудности, а их основные вопросы, на которые мы помогаем найти оперативные и профессиональные ответы.

 

На сегодняшний день в Украине очень много молодых авторов песен, которые продают свои работы заграницу и не только, но при этом никак не защищают их юридически. Чем чреваты такие сделки и стоит ли как-то регистрировать свои работы, ведь на это нужны дополнительные расходы?

Знаете, международная конвенция определила еще вначале 19 столетия, что для подтверждения своего авторства не нужно никаких формальностей по регистрации. Действует презумпция автора: вы считаетесь автором, пока не доказано обратное. Но! Мы советуем все же делать регистрации, если у вас планы на западный рынок. С документом государственного образца проще доказать в интернете свое авторство, продать за границу песни (там прецедентная система права и документы о регистрации очень даже имеют вес). Расходы можно минимизировать, если подойти ответственно к регистрациям. Потому что в конечном итоге будет дилемма: выгодный контракт или сомнения в отношении вашего произведения. К слову, многих наших клиентов в Украине, такие регистрации спасали и не раз от их недобросовестных коллег, которые хотели присвоить себе прав на песни.

Мы знаем не один скандал на тему продюсера и артиста, до конца не понимая, кто же действительно виноват. Сегодня, часто, молодые артисты отказываются заключать контракты с продюсерами, дабы не заключить с ними «рабство». Расскажите, на какие пункты в контракте стоит обращать особое внимание начинающему артисту?

Необходимо достичь договоренностей и четко отразить в продюсерском договоре по крайней мере следующие моменты:

  • порядок проведения и участия артиста в различных мероприятиях (репетициях, концертах, записях, интервью, рекламе и т.д.),
  • порядок создания новых объектов авторских прав,
  • вопрос принадлежности авторских и смежных прав,
  • порядок выполнения продюсером агентских и организационных функций,
  • Порядок использования изображения Артиста и персональных данных
  • право на псевдоним артиста (название музыкальной группы - Торговой марки (Знака для товаров и услуг)
  • распределение расходов и доходов, включая вознаграждение артиста по продюсерскому договору, документирование расходов,
  • представительство интересов артиста,
  • основания ответственности сторон, включая основания взыскания штрафных санкций,
  • основания и порядок внесения изменений и расторжения продюсерского договора,
  • порядок урегулирования разногласий и разрешения споров между продюсером и артистом,
  • срок действия договора.

Но перед тем, как поставить свою подпись в реквизитной части Договора мы настоятельно рекомендуем Артисту все-таки обратится за консультацией к специалистам.  Помните, что в договорах может быть масса юридических нюансов, на первый взгляд никак не могущих повлиять на правовые отношения продюсера и артиста, хотя на самом деле оказывающих существенное влияние на юридическую силу и исполнение договора.

 

Юля, артисты сегодняшнего дня не всегда бывают честными и адекватными, поэтому поводу часто бывают разногласия у менеджмента артиста и принимающей стороны. Как заказчику уберечь себя от неоправданных капризов «звезд» и сорванных концертов, со стороны их менеджмента?

Иногда бывают и заказчики с разными требованиями, так что тут вопрос можно рассматривать с разных сторон.  Но самое важное – результат. Стороны должны прийти к общему пониманию, что им нужно получить от такого сотрудничества: выступление и кассовые сборы со зрителей – для заказчика, а для артиста и менеджмента – щедрый гонорар и выполнение райдера в сроки. Если цели именно таковы, то решением вопроса является заключение договора на проведение мероприятия (концерта, корпоратива, тура и тд), в котором следует предусмотреть права и обязанности сторон, сроки выплат, штрафные санкции и порядок расторжения взаимоотношений сторон. Абсолютно нормальная мировая практика делать частью договора (приложением к нему) технический и бытовой райдер артиста, что сбережет потом все стороны от ненужных вопросов и претензий. Если концерт переносится из-за погодных условий, перелетов или иных форс-мажорные обстоятельства мешают его проведению, стороны могут всегда подписать дополнительное соглашение и решить этот вопрос в правовом поле.

Мы советуем даже фото-сессии и интервью оформлять договорами, чтобы стороны понимали какие у кого обязательства и, знаете, это здорово дисциплинирует всех. Неоднократно проверено на практике, что к такому виду взаимоотношений все больше и больше склонны как заказчики, так и сами артисты и их менеджмент.

Все мы знаем, что «идею», как таковую, никак нельзя защитить авторским правом. Поделитесь советом: как молодым творческим людям можно сохранить, использовать и, возможно, продать свою идею?

Да, идея – это то, что у вас в голове, и она пока не обретет осязаемую конкретную форму, защита на нее распространяться не может. И это верно, ведь посудите сами: идея может прийти многим творческим людям в голову, но мало кто может и хочет ее реализовывать. И автор только тот, кто решился показать свою идею публике (спеть песню, продекламировать стихотворение, создать коллекцию одежды, написать картину, построить архитектурное творение, станцевать, написать сценарий и тд). И вот именно в момент, когда творческие люди понимают, что их идея может стоить денег и кому-то интересна для реализации, то вот мой life hack-совет: опишите ее, зарегистрируйте, затем договоритесь о сделке, подпишите контракт (лучше со своим юристом) на передачу прав уже на существующее описание проекта и получите справедливое вознаграждение. Или заключите договор заказа (так называемые обязательства на будущее), где вы обязуетесь реализовать свою идею и потом в подтверждение – каждый конкретный проект закрывайте актом выполненных работ и оплатой. Никогда не разбрасывайтесь идеями просто так, потому что ваши креативные мысли могут оказаться каким-то успешным start up-проектом.

Бытует мнение, что в Украине очень сложно доказать свои права на интеллектуальную собственность и чаще всего, если это незначительные работы, например, такие как фото, то люди не спешат обращаться в суд и отстаивать свои права. Есть ли в этом доля правды?

Доля правды, безусловно, в этом имеется. Дело в том, что интеллектуальная собственность, как и любой другой вид собственности, часто является объектом противоправных действий со стороны нарушителей и нуждается в правовой защите.

На практике, существует две формы защиты права интеллектуальной собственности: юрисдикционная и неюрисдикционная.

В случае юрисдикционной формы защиты, автор (правообладатель), права которого нарушены, может обратиться за защитой своих прав в специально уполномоченные органы, например, суд. То есть, защита прав интеллектуальной собственности осуществляется с привлечением государственных органов. Учитывая отсутствие грамотно оформленных документов в качестве подтверждения своих прав, размер судебного сбора за рассмотрения такого рода дел, затрату финансов, времени и сил - все это в комплексе прямо влияет на желание автора (правообладателя) защищать свои права подобным образом. Но, к счастью, существует неюрисдикционная форма защиты - автор (правообладатель), права которого нарушены, самостоятельно осуществляет действия по защите своих прав без привлечения государственных органов. Такими действиями может быть, например, уведомление нарушителя о совершаемом им правонарушении с предложением решения спора путем переговоров. И динамика приемлемого разрешения спорного вопроса с применением такой формы защиты скорее положительная.

Такие проекты как: «Голос», «Х-фактор», «Фабрика звезд» предусматривают подписание контракта с каналом, в котором участнику того или иного проекта запрещено появляться, длительное время, на «соседних» каналах. Артисты таких проектов чаще всего, по этой причине, «гаснут» и теряют известность. Как быть в таких ситуациях? Или это и есть суровые законы шоу-бизнеса?

В таких ситуациях можно попробовать договорится с уполномоченными представителями канала (продакшн) или попытаться отстаивать свои права в судебном порядке.

При этом вынуждены отметить, что на радостях попадания в эфир участники не всегда внимательно вчитываются в свои обязанности, а ведь некоторые спорные моменты нужно и можно (зачастую такую возможность участникам предоставляют) согласовывать заранее с юридическим отделом канала/продакшна. Главная проблема в отношениях артист-канал (продакшн) заключается в том, что артисты бывают неопытные и подписывают контракты, связывающие их по рукам и ногам. Артисты не понимают, что такое авторские права, чем отличаются авторские от смежных прав, и что они на самом деле отдают, подписывая такие документы.

И когда оказывается, что канал (продакшн) не собирается вкладывать средства в проект (например, потому что такие обязательства не предусмотрены условиями контракта) или работает не так, как того ожидал Артист, появляются проблемы. Артист хочет заключить контракт с кем-то другим, или заниматься самостоятельно своей творческой карьерой, но он может столкнуться с тем, что он не имеет права ни на использование собственного сценического имени, ни на участие в других проектах в силу ограничений, указанных в контракте и т.д.

Поэтому крайне важно именно в начале совместной деятельности Канала (продакшна) и Артиста получить юридическую консультацию и юридически грамотно оформить отношения. Качественно составленный контракт на участие в проекте - гарантия интересов не только канала (продакшна), но и артиста, т.к. в наибольшей степени позволяет избежать спорных, конфликтных ситуаций. Так что даже если на горизонте замаячило подписание контракта — не думайте, что успех уже у вас в кармане, а тщательно вычитайте документ и попробуйте смягчить жесткие пункты. Необдуманное подписание контракта вполне может сделать Артиста заложником ситуации, когда Артистом (группой) не будут заниматься вообще или будут заниматься неэффективно, а пространства для собственного маневра и смены менеджмента до окончания срока действия контракта у Артиста уже не будет. Иными словами - в любой ситуации нужно думать головой!

Если же по какой-то причине канал (продакшн) лишает Артиста возможности внести в текст Контракта поправки, то стоит задуматься - готовы ли Вы в добровольном порядке сковать себя заведомо невыгодными обязательствами и чем конкретно такой опрометчивый шаг может обернуться для Вас в будущем?

Юля, благодарим Вас за такие большие развернутые ответы, быть может они кому-то очень помогут или предостерегут. Желаем Вам больше интересных задач и разрешенных проблем.

 

Автор: Роман Горбун

Актуальное


Похожие темы