Как Октябрьская Революция повлияла на моду
Post

Как Октябрьская Революция повлияла на моду

Fashion
World
07.11.2018

7 ноября по григорианскому календарю — Годовщина Октябрьской социалистической революции. Можно много рассуждать о том, что она дала человечеству, а что отняла. Но факт остается неизменным — социально-политический переворот такого масштаба значительнейшим образом повлиял на формирование не только культуры в целом, но и моды в частности. Предлагаем узнать, как именно революция, свершившаяся 101 год назад, навсегда изменила образ и мироощущение человека.

Заблуждением будет утверждать, что внешний облик революционера сменился в тоже мгновение, когда произошел государственный переворот. Мужчины и женщины, стоявшие за этим историческим событием и жаждущие радикальных перемен, тем не менее, облачались еще в модные на те времена костюмы Эдвардианской эпохи. Да, идеи эмансипации во всю зрели в головах прогрессивных дам, но смелости облачаться в мужские костюмы еще не хватало.

Самые известные портнихи, такие как Надежда Ламанова, которые раньше обшивали светских дам, а иногда и королевскую знать, были либо уничтожены "за дворянское происхождение", либо одержимы новой идеей — созданием «Моды для народа". С одной стороны само понятие «мода» - буржуазное и воспринимается, как излишество, а с другой — необходима единая концепция внешнего вида для новой страны.

(на фото - Надежда Ламанова)

25 октября 1917 года. По революционной легенде, на палубу крейсера "Аврора" поднимается красивая женщина в черной кожаной куртке - Лариса Рейснер (жена Ф. Раскольникова), первая законодательница новорожденной революционной моды. По всей стране, тысячи молодых девушек воспринимают образ Ларисы — как эталон и новый идеал, стараясь подражать.

С первых дней революции ярко проявилась тенденция противопоставить костюм советских людей костюму буржуазного Запада. Также, в моду городского населения под влиянием гражданской войны вошли полувоенные костюмы — брюки галифе, френч, гимнастерка, кожаная куртка.

В контексте идей равенства и нехватки реальных ресурсов, в моде главенствует минимализм, лаконичность и простота. Все украшения и излишества — пережитки буржуазного прошлого и могут нести реальную опасность своему владельцу. Костюм городских жителей все меньше отличается от одежды сельских.

Однако, известные и успешные дамы, которые были женами революционеров и "светские львицы", часто позволяли себе выглядеть «иначе», предпочитая дорогие ткани и меха вместо «идеологически правильных» костюмов.

(на фото - Лиля Брик, «муза русского авангарда», любимая женщина В. Маяковского)

Красное знамя объединило общественность не только, как символ революции, но и как символ моды. Так, кроваво-красный цвет олицетворял собой образ истинного революционера.

(Большевистский агитационный плакат, 1920 год)

В мужском костюме широкое распространение получила свободная блуза с поясом из той же материи (толстовка). Пиджачные «пары», «тройки» (с жилетом) носили реже. Наиболее распространенным головным убором стали «кепки». Женский образ в 20-х годах позаимствовал многие элементы, ранее считавшиеся мужскими: кожаная куртка, кепи, короткая стрижка волос. Иногда это платье или короткая юбка с блузой, позже носили жакет (английский костюм).

Из статьи наркома просвещения Луначарского в журнале "Искусство одеваться", 1928 год: "Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт".

От моды никуда не деться. Люди хотят носить красивую одежду, символизирующую их идеалы и цели. Рождается новый госзаказ. Революционной стране нужна своя мода и свои модельеры. В 1925 году молодая страна заявляет о себе на Всемирной выставке в Париже. Модели Надежды Ламановой и Веры Мухиной получают высшую награду «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».

Автор: Юлия Стомина

Теги: fashion, revolution

New From Other Categories

Ukraine
Myth Meets Futurism: The COAT by Katya Silchenko Vision of T...
20.03.2025
The new collection by the COAT by Katya Silchenko is a voyage through time—into a future where everything that was...
Ukraine
Ukrainian poetic cinema inspires Andreas Moskin’s latest men...
20.03.2025
Andreas Moskin presents their SS’25 collection titled Borderlands. The release is inspired by bohemian aesthetics and Ukrainian poetic cinema of...
Ukraine
A symbolic journey of farewell in Dasha Suvorova’s new work...
20.03.2025
Ukrainian singer Dasha Suvorova from Bakhmut has presented her work «Friendship» The song waited six years for its moment. It...
Ukraine
The new FW 25/26 collection “FREYA” GOT’S LABEL by Svitlana...
16.03.2025
“FREYA” is a collection for those who choose freedom. Inspired by the Scandinavian goddess symbolizing independence, love, and freedom, it...
World
Loro Piana’s FW25-26 collection channels equestrian elegance
03.03.2025
Loro Piana’s Fall/Winter 2025-26 collection draws inspiration from the timeless elegance of equestrian attire, offering a sophisticated wardrobe perfect for...
World
Round 3: Gentle Monster x Maison Margiela Drops 20 Cybercore...
03.03.2025
Gentle Monster and Maison Margiela have joined forces once again for their third collaborative collection, blending classic elegance with futuristic...